Андрей Задорожный, руководитель отдела продуктов и ценообразования "Курьер Сервис Экспресс" рассказал порталу Oborot.ru, какой тип доставки самый востребованный у магазинов, ждать ли повышения тарифов, какой спрос на аутсорс логистики.
1. Можете выделить основные тезисы, которые характеризуют состояние логистики интернет-магазинов на сегодняшний день? Как обстоят дела со спросом на аутсорс транспортных услуг? Выбирают ли магазины комбинированную модель организации доставки или и вовсе присутствует тенденция на выстраивание собственной логистики?
Многочисленные исследования, проведенные в конце прошедшего года, указывают на следующие факторы:
- рост проникновения ecommerce в рознице – более четверть рынка непродовольственного ритейла в 2022 году пришлось на онлайн;
- российские маркетплейсы забрали еще 10% рынка онлайн-продаж;
- пропорционально выросла доля доставок силами маркетплейсов (сейчас это 75% выкупленных онлайн-заказов);
- по разным оценкам, от 15% до 30% сайтов отказались в 2022 году от продаж товаров через свои витрины.
Растущая роль маркетплейсов объясняется во многом тектоническими изменениями рынка онлайн-розницы и благоприятной конъюнктурой для развития отечественных площадок. В частности, запуск продаж на маркетплейсах из-за низкого порога входа рассматривался малым бизнесом как приоритетный – данная тенденция оставалась неизменной на протяжении всего постковидного периода. Однако "оплотами" поддержания собственных каналов продаж выступали крупные игроки рынка, значительная часть которых прекратила реализацию через собственную витрину в прошедшем году.
В дополнение стоит отметить, что сохранившийся спрос на зарубежные бренды, покинувшие российский рынок, частично покрывается опять же продажами на маркетплейсах.
2. Какой тип доставки и какие тарифы наиболее востребованы у интернет-магазинов в прошедшие полгода?
Анонсированная в последние два года сразу несколькими маркетплейсами схема, которая подразумевает доставку выкупленных на онлайн-площадке заказов логистической службой по прямому договору с интернет-магазином, не получает ожидаемого развития. По-прежнему доминирующими являются варианты доставки через склад маркетплейса (с или без организации долговременного хранения товаров).
Однако у логистических операторов также сохраняются традиционные ниши рынка B2C-доставки. Как уже упоминалось, доля доставок силами маркетплейсов составляет около 75%. Сюда также входит доставка силами логистических компаний, имеющим договоры непосредственно с онлайн-площадками. А тенденция к сокращению собственных служб доставки маркетплейсами дает основание полагать, что часть этого объема сохранится за логистическими службами. Кроме того, выходящие в онлайн новые крупные игроки продолжают тенденцию заключения прямых договоров с курьерскими компаниями.
3. Как изменится ценовая динамика логистических услуг для B2B в ближайшие месяцы? Стоит ли ожидать повышения тарифов или цены закрепятся на текущем уровне?
Мы видим явную тенденцию роста среднего тарифа в сегменте доставки B2C. При этом итоговый тариф "До двери" для малого бизнеса (до 150 отправлений в месяц) вырос на 17%. Рост начался с первого квартала и продолжался в течении всего года.
Итоговый тариф "До двери" для крупного бизнеса оставался неизменным в течении первых двух кварталов прошлого года. Однако, начиная с конца лета, логистические компании начали неизбежный процесс индексации. По нашим данным, итоговая цена (включая дополнительные сервисы и услугу наложенного платежа) для данной категории клиента увеличилась в четвертом квартале на 12% год к году.
При этом крупный бизнес по-прежнему может рассчитывать на значительные скидки, вплоть до 45%.
5. Есть ли какие-нибудь новые логистические услуги или технические решения, которые приобрели популярность у интернет-магазинов?
Из интересного – мы отмечаем почти двукратный рост трафика год к году, поступающего по договорам с таможенными операторами, которые оказывают услуги оформления B2С-отправлений.
Есть вопросы или нужна помощь?
Вы можете найти информацию в разделе «Вопросы и ответы» , задать вопрос в онлайн-чате или позвонить +7 (4725) 20-01-02